Оставить заявку Заказать звонок

План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов

План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов (ПЛАРН) – документ, регламентирующий мероприятия и порядок действий по предупреждению, предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС), связанных с разливом нефти и/или нефтепродуктов, а также снижению негативного воздействия на окружающую среду и жизнедеятельность населения.

На основании Постановления Правительства РФ от 21 августа 2000 г. N 613 «О неотложных мерах по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов», с учетом требований Постановлений Субъектов РФ, План по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов должны разрабатывать организации осуществляющие:

  • Разведку месторождений;
  • Добычу нефти;
  • Переработку нефти и нефтепродуктов;
  • Транспортировку нефти и нефтепродуктов;
  • Хранение нефти и нефтепродуктов;
  • Реализацию нефти и нефтепродуктов.

ПЛАРН определяет следующие задачи:

  • Прогнозирование возможных вариантов разливов нефтепродуктов, определение уровня разлива нефтепродуктов для их отнесения к ЧС;
  • Установление основных причин разливов нефтепродуктов;
  • Количество сил и средств, требуемое для ликвидации аварийных ситуаций, связанных с аварийным разливом нефтепродуктов (далее именуются - силы и средства), соответствие имеющихся на объекте сил и средств задачам ликвидации и необходимость привлечения специализированных профессиональных аварийно-спасательных формирований;
  • Организация взаимодействия привлекаемых сил и средств;
  • Организация оповещения и связи привлекаемых сил и средств организаций;
  • Определение перечня обязательных сведений для сообщения об аварийных разливах;
  • Описание порядка обеспечения постоянной готовности сил и средств с указанием организаций, которые несут ответственность за их поддержание в усиленной степени готовности;
  • Описание системы взаимного обмена информацией между организациями – участниками ликвидации разливов нефтепродуктов;
  • Описание первоочередных действий при получении сигнала о ЧС;
  • Описание географических, навигационно-географических, гидрометеорологических и других особенностей района разлива нефтепродуктов, которые учитываются при организации и проведении операции по его ликвидации;
  • Описание и оценка действий органов управления организаций при устранении источника утечки, локализации и ликвидации последствий разливов нефтепродуктов;
  • Описание графика проведения операций по ликвидации разлива нефтепродуктов;
  • Организация материально-технического, инженерного и финансового обеспечения операций по ликвидации разливов нефтепродуктов;
  • Определение материального ущерба от разлива нефтепродуктов и их последствий, включая экологические штрафы, затраты на локализацию, сбор, утилизацию нефтепродуктов;
  • Уровень остаточного загрязнения территорий после выполнения работ по ликвидации разливов нефтепродуктов;
  • Оценка состояния технологического оборудования организаций, наличие предписаний надзорных органов об устранении недостатков его технического состояния, нарушений норм и правил промышленной безопасности;
  • Предложения по дополнительному оснащению формирований (подразделений) организаций и профессиональных аварийно-спасательных формирований (служб).

План по предупреждению и ликвидации разливов нефти состоит из трех основных разделов:

  • Общая часть: характеристики объекта; мероприятия по предупреждению ЧС; прогнозирование масштабов и последствий ЧС с определением типовых сценариев развития аварийных ситуаций; определение достаточности сил и средств, и мероприятий по обеспечению их готовности к ликвидации ЧС.
  • Оперативная часть: первоочередные действия при ЧС; оперативный план ликвидации ЧС.
  • Ликвидация последствий ЧС.

Срок действия ПЛАРН

Срок действия ПЛАРН зависит от категории разлива нефти и нефтепродуктов на местности.

В зависимости от объема и площади разлива нефти и нефтепродуктов на местности во внутренних пресноводных водоемах выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • Локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 100 тонн;
  • Муниципального значения - разлив от 100 до 500 тонн;
  • Территориального значения - разлив от 500 до 1000 тонн;
  • Регионального значения - разлив 1000 до 5000 тонн;
  • Федерального значения- разлив свыше 5000 тонн.

В зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов на море выделяются чрезвычайные ситуации следующих категорий:

  • Локального значения - разлив от нижнего уровня разлива нефти и нефтепродуктов (определяется специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей среды) до 500 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • Регионального значения - разлив от 500 до 5000 тонн нефти и нефтепродуктов;
  • Федерального значения - разлив свыше 5000 тонн нефти и нефтепродуктов.

Исходя из местоположения разлива и гидрометеорологических условий категория чрезвычайной ситуации может быть повышена.

Таким образом, сроки действия устанавливаются следующие:

  • Для организаций для объектового и местного уровня - три года;
  • Для территориального уровня - четыре года;
  • Для регионального и федерального уровней - пять лет.
  • Территориальных и функциональных подсистем РСЧС - 5 лет;
  • Звеньев функциональных подсистем РСЧС территориальных - 4 года, региональных - 5 лет

Административная ответственность за отсутствие ПЛАРН

Ответственность за отсутствие на предприятии Плана ликвидации аварийного розлива нефти определена ст. 20.6 КоАП от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ.п.1. Невыполнение предусмотренных законодательством обязанностей по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, а равно невыполнение требований норм и правил по предупреждению аварий и катастроф на объектах производственного или социального назначения - влечет наложение административного штрафа:

  • На должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей;
  • На юридических лиц - от 100 000 до 200 000 рублей.

Специалисты ООО «ПроЭксперт» готовы помочь Вам с разработкой Плана ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, что поможет сделать Вашу деятельность безопасной и юридически защищенной.

Отправить заявку на расчет стоимости услуги
Ваши данные отправятся главному эксперту отдела!
Нас рекомендуют
Заказать обратный звонок
Отправить запрос на услугу
Сервис звонка с сайта RedConnect