Московский департамент градостроительной политики и представители строительного саморегулирования обсудили «Концепцию совершенствования законодательства в сфере финансового обеспечения ответственности за скрытые недостатки объектов капитального строительства, выявленные в процессе эксплуатации». Это документ разработали для введения специального механизма, по которому собственникам зданий будут возмещаться убытки, связанные с обнаружением дефектов, разрушением, повреждением объектов капитального строительства.
НОСТРОЙ отмечает, что по актуальной версии статьи 60 российского Градостроительного кодекса безвиновная финансовая ответственность возлагается на собственника объекта капитального строительства в случае причинения вреда здоровью, жизни, имуществу третьих лиц. В порядке регресса собственник может обратить эту ответственность на компанию-застройщика и СРО. Однако в законодательстве нет специального механизма, по которому сам собственник может получить компенсацию за понесенные убытки. Это возможно лишь в соответствии с общими нормами гражданского законодательства.
В Концепции предложено возлагать ответственность за убытки собственника здания на строительные саморегулируемые организации, в которые входят лица, осуществляющие строительный контроль в процессе реконструкции или строительстве объекта. Когда строительные СРО удовлетворят требования собственника, у них будет право обращения за компенсацией непосредственно к виновным лицам — изыскателям, проектировщикам, а также СРО, членами которых они являются.
При разработке Концепции ее авторы брали во внимание зарубежный опыт, прежде всего, опыт Франции и Англии. В этих государствах разработана и применяется система страхования объекта капстроительства от выявления скрытых дефектов после их сдачи и ввода в эксплуатацию. Однако правовое регулирование строительной отрасли за рубежом кардинально отличается от российского. Например, в Англии ключевую роль при контроле за ходом строительных работ может выполнять архитектор – частное лицо, несущее репутационную и материальную ответственность за качество проводимых работ и контролирующее процесс возведения здания/сооружения вплоть до его ввода в эксплуатацию. У нас же главное место в системе строительного контроля отдано самому застройщику, который берет на себя обязанность контролироваться строительство собственными силами или с привлечением специализированных организаций. Ответственность за результаты контроля в обоих случаях лежит на застройщике. Нельзя не сказать и о том, что в России существует система государственного строительного надзора и государственной экспертизы проектной документации, которая в той же Англии отсутствует.
Представители НОСТРОЙ при обсуждении Концепции высказались против возложения безвиновной ответственности на СРО строительных предприятий. Разработанный механизм нарушает принцип саморегулирования, предполагающий ответственность членов СРО только друг за друга, а не за работу членов других саморегулируемых организаций. Если будет введена безусловная выплата собственникам зданий компенсаций из компфондов строительных СРО при выявленной в дальнейшем вине изыскательских или проектных организаций, на строительные СРО будет возложена необоснованная финансовая нагрузка, ведь им придется восполнять своим компфонды. К тому же, Концепция не содержит сведений о механизмах, за счет которых строители будут компенсировать расходы с виновников нарушений. Получается, что ущерб собственнику здания будут компенсировать сами строители из собственных средств.
Не учитываются в Концепции и место застройщиков в инвестиционно-строительном процессе, их ответственность за качество выполняемых строительных работ. По Градостроительному Кодексу РФ, застройщик должен контролировать качество проводимых работ и в ходе их выполнения, и при приемке. Причем сюда входят скрытые работы, освидетельствование инженерных сетей, конструкций и т.д. Также застройщик заказывает, принимает, координирует, а значит, несет ответственность за качество проектирования строительного объекта и результатов инженерных изысканий. Возлагаемый на застройщика комплекс обязанностей на всех этапах строительства накладывает на него повышенную ответственность за объект, в том числе и безвиновную ответственность за нанесенный третьим лицам вред. Поэтому недопустимо полное снятие ответственности с компании-застройщика с ее перекладыванием на СРО, ведь сферы контроля застройщика и строительной саморегулируемой организации несопоставимы.
НОСТРОЙ утверждает, что Концепция нуждается в серьезной переработке после обсуждения в профессиональном сообществе. Однако сами авторы документы отмечают, что деятельность по регулированию работы лиц, выполняющих функции строительного контроля по договору с компаниями-застройщиками или техзаказчиками, в России несовершенна. Ответственность таких специалистов и организаций перед нанимателями нигде не фиксируется, для них четко не пописана обязанность входить в СРО. Не определены и требования к профессиональной компетенции специалистов по строительному контролю. Эти недочеты предполагается устранить в проекте закона по внесению изменений в Градостроительный кодекс РФ, разработанном Минстроем на основе предложений НОСТРОЙ.