Лицензионный контроль осуществляется путем проведения профилактических мероприятий, а также внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий в соответствии с Федеральным законом «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».
При наличии оснований, предусмотренных пунктами 1, 3 — 5 части 1 статьи 57 Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении следующих внеплановых контрольных (надзорных) мероприятий:
Порядок лицензионного контроля
Наиболее актуальными являются две формы лицензионного контроля:
Профилактический визит
Данная процедура не обязательна и носит информационно-рекомендательный характер. О профилактическом визите надзорные органы извещают лицензиата заранее. Проводится он либо в виде очной встречи, либо в формате онлайн-консультации по видеосвязи.
Основная цель профвизита — это разъяснение актуальных требований законодательства лицензиату для его дальнейшей грамотной и безопасной работы. Какие-либо строгие предписания в данном случае не предусмотрены.
Профилактический визит не является обязательным к прохождению, лицензиат сам вправе решать, нужна ли ему консультация надзорного органа или нет. Поэтому организация имеет полное право на законном основании отказаться от профвизита. Для этого нужно подать заявление об отказе от проверки. Если заявление об отказе не подано, это считается согласием на профилактический визит.
Периодическое подтверждение соответствия (ППС)
Это серьезная выездная проверка надзорных органов, которая проводится для оценки соблюдения компанией лицензионных требований.
В ходе выездной проверки ППС инспекторы проверяют все то же, что и при первичном лицензировании и соответствие текущей лицензионной деятельности за годы работы компании. Основные критерии оценки:
- все ли уставные документы оформлены правильно;
- нет ли расхождения фактических данных и информации, указанной в лицензии;
- все ли требования к сотрудникам, помещению, оборудованию соблюдаются;
- все ли требуемые документы для лицензионной деятельности сформированы и ведутся;
- формируется ли отчетность и т.д.
Периодическое подтверждение соответствия необходимо проходить 1 раз в 3 года (или 1 раз в 5 лет для некоторых видов деятельности). Однако, о прохождении ППС надзорные органы заранее не оповещают компанию, это обязанность лицензиата. Он должен самостоятельно подать заявление на прохождение ППС по истечении трех лет с момента получения лицензии или последнего лицконтроля.
В случае, если лицензиат не подал заявление на ППС или в ходе выездной проверки выясняется, что деятельность компании не соответствует лицензионным требованиям, ППС считается не пройденным. В таком случае лицензия приостанавливается, данные об этом заносятся в реестр лицензирующей структуры.
Контроль лицензионной деятельности
В случае выявления при осуществлении лицензионного контроля нарушений лицензионных требований контролируемым лицом лицензирующий орган или территориальный орган в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан выдать после оформления акта контрольного (надзорного) мероприятия контролируемому лицу предписание об устранении выявленных нарушений с указанием разумных сроков их устранения.