Разработка и сертификация ИСО

Разработка и сертификация ИСО
19.01.2022

Крупнейшей организацией в мире, специализирующейся на разработке наднациональных стандартов сферы ТК 8 и руководств по их применению, является международная организация по стандартизации (ISO). Эти вопросы являются её основным видом деятельности.
Наименование представляет сокращённую аббревиатуру слова «равный», на греческом языке. В русской транскрипции, ИСО. Её официальными членами являются 163 государства мира, что делает данную структуру весьма влиятельной на всемирном рынке стандартизации/сертификации.
Статус стандарта ISO присваивается техническим требованиям, предъявляемым к продукции. Они формулируются после тщательной проработки, и существенно облегчают организацию обмена услугами (товарами) между разными странами.
В силу важности решаемых задач, ISO (полное официальное наименование, International Organization for Standardization) пользуется всемерной поддержкой ООН и ВТО.

Правилами организации предусмотрен следующий подход к членству – одна страна, один представитель. Поэтому статус члена предоставляется организации любой формы собственности при условии, что она имеет право издавать национальные стандарты в своём государстве. Россия, как правопреемник СССР, входит в состав учредителей данной международной организации. Её представителем в ISO является ФАТРиМ (Росстандарт).

Какие документы разрабатывает организация

Стратегическими целями разработки стандартов ИСО названы следующие:
• оказание воздействия на расширение взаимной торговли между государствами;
• обеспечение безопасности людей;
• защита природной среды.
Международная организация ISO сформулировала свои основные задачи двумя пунктами:
• оказание помощи и содействия любым заинтересованным лицам в развитии стандартизации, и сходных с ней видов деятельности, в целях обеспечения беспрепятственного международного обмена услугами и товарами;
• развитие международного сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической сфере.
Для их достижения, при разработке международных стандартов, в организации руководствуются следующими базовыми принципами ISO.
Все разработки ИСО (создаваемые стандарты):
• отвечают на актуальные потребности рынка.
Это означает, что к разработке документа ISO приступает только при наличии соответствующего запроса заинтересованных сторон (потребитель, промышленность), после поступления аналогичного запроса в национальный орган стандартизации, являющийся членом организации.
• Основаны на экспертном мнении глобального уровня.
К разработке норматива привлекаются эксперты из разных стран, являющиеся членами профильного ТК (технического комитета) ИСО. В процессе работы ими проводится всеобъемлющее обсуждение разрабатываемого документа (содержание, основные определения, область использования).
• Разрабатываются с привлечением для участия в работе представителей всех заинтересованных сторон.
Членами ТК являются эксперты конкретной отрасли, представители науки, ассоциаций потребителей, правительств и неправительственных организаций.
Документ утверждается только после того, как консенсус будет достигнут.
Принятые стандарты сведены в единый классификатор, ICS (российская аббревиатура МКС указывает на то, что данный классификатор стандартов является международным).
Все разработанные нормативы, для удобства использования, группируются по сериям, имеющим узкую направленность (по введению основной терминологии, указаний по внедрению норматива, организации аудита сертифицированного объекта, иное).
Отдельные моменты, касающиеся трактовки и назначения текстов стандартов, разъясняются специальными руководствами (guides). Пример. Некоторые нормативы допускают использование для сертификации (текст содержат конкретные требования по критериям соответствия). Значительная часть документов для этих целей не предназначена.
В рамках курса России на унификацию национальных стандартов с международными, практически 40% российских ГОСТ гармонизированы с аналогами ISO или аутентичны им. Такие нормативы в России маркируются ГОСТ Р ИСО. В ближайшие годы планируется довести их объём до 60%.
Данная тенденция обусловлена стремлением к упрощению межгосударственной торговли.

Последовательность разработки нового документа ISO

Те, кто интересуется пошаговым алгоритмом данного процесса, могут ознакомиться с ним в Директиве СТК 1ISO/IEC.
Отличительная особенность варианта работы, согласно которому создаётся стандарт ISO, разработка по схеме, являющейся достаточно сложной и продолжительной по времени. Упомянутая многоступенчатая процедура разработки и согласования подразделяется на шесть стадий.
2.1. Стадия предложения (имеет код – 00).
Это начальный этап работы над документом, на котором подтверждается потребность в новом нормативе. Предложение о начале работы над документом по конкретной теме выносится на голосование представителем технического комитета (ТК) или подкомитета (ПК). По его результатам принимается решение о включении затронутой темы в план работ:
• положительное, в случае голосования «за» большинства полноправных членов (Р-члены). При этом пять или более Р-членов должны принять на себя обязательства принять активное участие в работе над проектом.
В этом случае назначается руководитель проекта, на которого возлагается дальнейшая ответственность за работу над темой и общее руководство в процессе разработки.
Этап завершается разработкой документа, который именуется «Предварительной (ПРТ) рабочей темой».
2.2. Подготовительная стадия (код 10)
В составе ТК/ПК формируется рабочая группа, координация работы которой возлагается на назначенного руководителя. На этом этапе рассматривается несколько версий редакции черновика проекта будущего норматива. Работа над ними продолжается до выбора варианта, предлагающего, по мнению членов рабочей группы, техническое решение проблемы, являющееся оптимальным. Выбранный вариант передаётся в ТК, при котором была создана рабочая группа. Здесь вырабатывается консенсус. Этап завершается созданием документа «Новая (НРТ) рабочая тема.
2.3. Стадия комитета (код 20)
Поступивший документ регистрируется главным секретариатом ИСО (центральном). Затем текст рассылается всем Р-членам комитета с целью голосования или высказывания замечаний. Работы ведутся до достижения единого мнения по техническому содержанию норматива. После чего документ приобретает статус «Рабочего проекта стандарта» (DIS) международного стандарта.
2.4. Этап вопросов (код 30)
Секретариат ИСО рассылает DIS всем ТК, входящим в ИСО на обсуждение и голосование. На это отводится 5 месяцев. Если более 2/3 от общего количества голосов будут поданы «ЗА» (речь идёт о Р-членах), либо не более одной четверти, «против», ему присваивается статус FDIS, официального проекта международного норматива («Проект комитета»). В противном случае повторяется третий этап.
2.5. Стадия одобрения (код 40)
Секретариат направляет вариант FDIS всем комитетам для голосования и замечаний. На это отводится 2 месяца. Если в это время поступают замечания, их просто регистрируют и принимают к обсуждению на этапе последующего пересмотра документа. Тексту присваивается статус «Проект международного стандарта» на условиях. рассмотренных в п. 2.4.
При наличии отрицательного решения документ возвращается на доработку в ТК.
2.6. Этап публикации (код 50)
Если это необходимо, в текст утверждённого стандарта вносятся минимальные редакционные правки, после чего окончательная редакция проекта поступает в Центральный секретариат, который его публикует как Международный стандарт.
В последние годы в практику работы ИСО вошла процедура принятия стандартов по ускоренному варианту, именуемая fast-track.
При наличии варианта текста документа, отработанного иной организацией, работы начинаются сразу с 4 стадии, с присвоением проекту кода FDIS. В тех случаях. Когда организация-разработчик официально признана ИСО, то работы начинаются с 5 стадии.
Тексты всех принятых стандартов ISO пересматриваются, в обязательном порядке, спустя 3 года после публикации, и через каждые 5 лет, считая с момента первого пересмотра. В результате данной работы документ может быть подтверждён, пересмотрен либо отменён.

Какие серии стандартов ISO являются наиболее распространёнными и вотребованными

Бесспорным лидером является серия стандартов ISO 9000, посвящённая стандартам системы менеджмента качества (СМК). Подтверждать соответствие действующей в организации СМК можно только по отношению к одному из стандартов, ИСО 9001:


• только в нём приводятся конкретные параметры, позволяющие объективно оценивать управление качеством в организации;
• в тексте этого норматива содержится перечень документов, которые требуется создать в организации для систематизации и упорядочения менеджмента качества;
• сформулирован перечень конкретных требований, исполнение которых является обязательным для организации, стремящейся создать полноценную СМК.


С учётом пересмотра отношения большинства государств к вопросам экологии к числу весьма влиятельных основных международных нормативов относится ИСО 14001, рассматривающий вопросы обеспечения экологической безопасности деятельности предприятий. Специфическая особенность требований, сформулированных настоящим документом заключается в следующем. Необходимы меры организационного и технического характера, адекватные причиняемому окружающей среде ущербу.
Аналогично серии ISO 9000 он содержит развёрнутую методологию внедрения, предлагаемую в обобщённом виде.
Третий норматив, который необходимо упомянуть, юридически к числу стандартов ИСО не относится. Это OHSAS 18001, регламентирующий вопросы охраны труда. Он разработан иной группой специалистов. Важность этого норматива подчёркивается двумя положениями. Во-первых, рассматривается предложение о принятии данного документа в качестве стандарта ИСО. Во-вторых, всё более востребованной услугой для организаций и предприятий различных отраслей промышленности и народного хозяйства становится введение интегрированной системы менеджмента (ИСМ), предусматривающей одновременное внедрение в компании требований всех трёх названных нормативов.

Сертификация в ПроЭксперт

Стандарт

Наименование стандартов

ГОСТ Р ИСО 9001-2015 (ISO 9001:2015)

Система менеджмента качества

ГОСТ Р ИСО 14001-2016 (ISO 14001:2015)

Система экологического менеджмента

ГОСТ 12.0.230-2007 

Система управления охраной труда

ГОСТ Р ИСО 50001-2012 (ISO 50001:2018) 

Система энергетического менеджмента

ГОСТ Р ИСО/МЭК 27001-2006 (ISO/IEC 27001:2013)

Система менеджмента информационной безопасности

ИСМ

Интегрированные системы менеджмента

ГОСТ Р ИСО 22000-2019 (ISO 22000:2018)

Система менеджмента безопасности пищевой продукции

SA 8000:2014

Система менеджмента социальной ответственности

ГОСТ Р ИСО 28001-2019 (ISO 28001:2007)

Система менеджмента безопасности цепи поставок

ГОСТ ISO 13485-2017 (ISO 13485:2016)

Система менеджмента качества медицинских изделий

ГОСТ Р ИСО/ТУ 29001-2007 (ISO/TC 29001:2020)

Система менеджмент качества организаций, поставляющих продукцию и предоставляющих услуги в нефтяной, нефтехимической и газовой промышленности

ГОСТ ISO/IEC 17025-2019 (ISO/IEC 17025:2017)

Система менеджмента качества испытательных и калибровочных лабораторий

ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-1-2013 (ISO/IEC 20000-1:2018)

Система менеджмента информационных технологий

ГОСТ Р 55048-2012

Система менеджмента качества в строительстве

ISO 16732-1:2012

Система техники пожарной безопасности, оценки пожарной опасности

ГОСТ Р ИСО 20121-2014 (ISO 20121:2012)

Система менеджмента устойчивости события

ГОСТ Р ИСО 31000-2019 (ISO 31000:2018)

Система менеджмента риска

ГОСТ Р ИСО 22301-2014 (ISO 22301:2019)

Системы менеджмента непрерывности бизнеса

IATF 16949:2016

Система менеджмента качества в автомобильной промышленности

ГОСТ Р ИСО 21500-2014 (ISO 21500:2012)

Система проектного менеджмента

ГОСТ Р ИСО 39001-2014 (ISO 39001:2012)

Система менеджмента безопасности дорожного движения

ГОСТ Р 56261-2014

Система инновационного менеджмента

ГОСТ Р 56020-2020

Система менеджмента бережливого производства

ГОСТ Р 55.0.02-2014 (ISO 55001:2014)

Система менеджмента управления активами

ГОСТ Р 66.9.01-2015

Оценка опыта и деловой репутации лиц, производящих и реализующих пожарно-техническую продукцию

ГОСТ Р 66.1.02-2015

Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих инженерные изыскания

ГОСТ Р 66.1.01-2015

Оценка опыта и деловой репутации лиц, осуществляющих архитектурно-строительное проектирование

ГОСТ Р 66.1.03-2016

Оценка опыта и деловой репутации строительных организаций

ГОСТ Р 12.0.009-2009

Система управления охраной труда на малых предприятиях

ГОСТ Р 12.0.007-2009

Система управления охраной труда в организации

ГОСТ ISO 22716-2013 (ISO 22716:2007)

Система управления производство парфюмерно-косметической продукции

ГОСТ Р ИСО 26000-2012 (ISO 26000:2010)

Система менеджмента социальной ответственности

ГОСТ Р 52614.2-2006

Система менеджмента качества в сфере образования

ГОСТ Р 52614.4-2016

Система менеджмента качества в органах местного самоуправления

ГОСТ ISO 14971-2011 (ISO 14971:2007)

Система менеджмента риска медицинских изделий

ISO 37001-2016

Система антикоррупционного менеджмента

ГОСТ Р 53624-2009

Система менеджмента качества в области информационных технологий, информационно-вычислительных систем, программного обеспечения

ГОСТ Р 53733-2009

Система менеджмента качества предприятий, предоставляющих услуги связи

ГОСТ Р ИСО 14031-2016 (ISO 14031:2013)

Система экологического менеджмента, оценка экологической эффективности

ГОСТ Р 51870-2014

Клининговые услуги

ГОСТ РВ 0015-002-2012

Системы менеджмента разработки и постановки на производство военной техники

ГОСТ Р ИСО/МЭК 25001-2017 (ISO/IEC 25001:2014)

Системы информационных технологий, системной и программной инженерии

ГОСТ Р ИСО 10012-2008 (ISO 10012:2003)

Система менеджмента измерений

ГОСТ Р 54338-2011

Система менеджмента качества в организациях, выпускающих нанопродукцию

ГОСТ Р 57313-2016

Система инновационного менеджмента

ГОСТ Р ИСО/МЭК 17020-2012 (ISO/IEC 17020:2012) 

Системы соответствия работы различных типов органов инспекции

ГОСТ Р ИСО/МЭК 20000-2-2010 (ISO/IEC 20000-2:2005)

Системы информационной технологии, менеджмента услуг

ГОСТ Р 57576-2017 (ISO 50002:2014)

Система энергетического менеджмента, аудита энергетического

ГОСТ Р ИСО 45001-2020 (ISO 45001:2018 )

Системы менеджмента безопасности труда и охраны здоровья

ГОСТ Р ИСО 10006-2019 (ISO 10006:2017)

Система менеджмента качества при проектировании

ГОСТ Р 51814.7-2005   

Система менеджмента качества в автомобилестроении

ГОСТ Р  54869-2011   

Система проектного менеджмента

ISO/TS 22163:2017 

Система менеджмента бизнеса для предприятий железнодорожной отрасли

ГОСТ Р 66.0.01-2017

Оценка опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности

ГОСТ Р 66.9.04-2017

Оценка опыта и деловой репутации охранных организаций

ГОСТ Р 66.9.03-2016

Оценка опыта и деловой репутации организаций, выполняющих перевозки крупногабаритных тяжеловесных грузов

ГОСТ Р 66.9.02-2015

Оценка опыта и деловой репутации лиц, выполняющих работы (оказывающих услуги) в области обеспечения пожарной безопасности объектов защиты

Просмотров: 534
Читайте еще
Остались вопросы?
Бесплатные консультации для любого региона России по телефону:
Почему ПроЭксперт?
312
выдано сертификатов ИСО
227
годовых проверок проведено
574
лицензий получено
114
организациям мы помогли вступить в сро
1850
человек прошли обучение по рабочим специальностям
480
инспекционных контролей проведено
3013
человек аттестовано по охране труда и пожарно-техническому минимуму
1700
компаний присоединились к числу постоянных наших клиентов
260
организованных предаттестационных подготовок специалистов по НК
Наша команда

Более 30 экспертов, в том числе 3 кандидата юридических наук.

Весь коллектив «ПроЭксперт»

Получите консультацию эксперта

Опишите в свободной форме какие услуги вас интересуют. Мы внимательно изучим ваш запрос, подготовим наиболее выгодное предложение и сразу же свяжемся с вами.
Ваши данные отправятся главному эксперту отдела!

Нас рекомендуют
Записаться на вебинар
Я не робот

Отправляя сообщение, я принимаю пользовательское соглашение и подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности данного сайта