Место нахождения
Для юридического лица в качестве такого места рассматривается то, которое указано при его госрегистрации на территории России. Конкретный адрес при этом может не упоминаться. Вполне достаточно наименования муниципального образования (населенного пункта). По Гражданскому кодексу (пункту 2 статьи 54) местом нахождения юрлица может быть, например, город Москва или округ Химки Московской области.
Место нахождения, прежде всего, должно фиксироваться в учредительных документах организации, а также указываться в процессе регистрации для дальнейшего внесения в реестр юрлиц (ЕГРЮЛ) в соответствии с требованием пункта 5 упомянутой статьи ГК.
Организации зачастую расположены не в одном месте, и у них может быть большое количество представительств и филиалов, находящихся в разных регионах. В таких ситуациях возникает вопрос, где регистрировать организацию. Согласно норме, закрепленной в пункте 2 статьи 54 ГК, регистрация юрлица осуществляется в том месте, где находится ее постоянно действующий исполнительный орган (президент, директор или гендиректор). При его отсутствии организация регистрируется по месту нахождения лица или органа, который уполномочен выступать от ее имени по закону, другому нормативно-правовому акту или учредительным документам этого юридического лица.
Адрес юрлица
Под адресом организации подразумевается адрес размещения ее постоянно действующего исполнительного органа. Наряду с местом нахождения при регистрации юрлица указывается его адрес в пределах этого места и фиксируется в ЕГРЮЛ по требованиям пункта 3 рассматриваемой статьи ГК.
Адрес отличается от места нахождения тем, что должен содержать не только упоминание муниципального образования (населенного пункта), но и название улицы, а также дома, в котором размещена организация.
При этом в учредительные документы юрлица адрес включать не нужно. К примеру, согласно пункту 2 статьи 12 Закона № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью», в уставе общества с ограниченной ответственностью (ООО) должно указываться только его место нахождения.
В случае, когда в учредительных документах уже есть упоминание адреса, который совпадает с местом нахождения, нет необходимости удалять эту информацию или вносить изменения.
Несовпадение юридического и фактического адресов
В законодательстве отсутствуют определения понятий «фактический адрес» и «юридический адрес» юрлица. Необходимость такого разделения была связана с отсутствием в ГК понятия «место нахождения», которое появилось в кодексе только в сентябре 2014 года. До этого адрес, упомянутый в уставе и ЕГРЮЛ, считался юридическим, а адрес, отсутствующий в госреестре, по которому осуществляется деятельность организации, рассматривался как фактический.
Исходя из вышесказанного, законодательство не предусматривает никаких прямых последствий несовпадения фактического и юридического адресов. Однако необходимо учитывать, что негативные последствия в этом случае все же могут наступать.
В интересах организации указывать в ЕГРЮЛ свой действующий адрес, поскольку все возможные риски несовпадения адреса, по которому она фактически находится, и указанного в реестре несет именно она. Так, к примеру, согласно абзацу 2 пункта 3 статьи 54 ГК, если корреспонденция доставлена по юридическому адресу, считается, что она получена, даже если организация размещена в другом месте и никаких писем не получала.
Кроме неполучения корреспонденции и уведомлений, возникают и другие риски:
- в спорной ситуации нельзя сослаться на неверный адрес;
- организация может быть ликвидирована.
Согласно пункту 2 статьи 51 ГК юрлицо, взаимодействуя с другими лицами, не может ссылаться на то, что в ЕГРЮЛ указаны неверные данные, так как их достоверность изначально подразумевается и организация должна сама ее контролировать. Единственное исключение из этого правила – внесение в реестр неверной информации вследствие неправомерных действий стороннего лица. Если при этом упоминание ошибочного адреса или другой информации приводит к причинению ущерба третьим лицам, он должен быть возмещен (абзац 3 пункта 2 статьи 51 ГК).
Следует учитывать и точку зрения, изложенную Пленумом Высшего Арбитражного Суда в пункте 6 Постановления № 61 от 30 июля 2013 года. Ее суть заключается в том, что инспекция ФНС может уведомить юрлицо о необходимости предоставить достоверные данные о месте нахождения. Если организация проигнорирует такое уведомление, налоговая служба имеет право в судебном порядке потребовать ее ликвидировать.
Предусмотрена также административная ответственность за несвоевременное предоставление информации о юрлице, которая должна быть внесена в ЕГРЮЛ. Виновное в этом должностное лицо согласно норме части 3 статьи 14.25 КоАП может быть оштрафовано на сумму 5 тыс. руб.
Когда требуется изменение места нахождения или адреса?
Смена юрлицом своего адреса подразумевает его переезд, причем даже в том случае, когда изменилась только улица, а населенный пункт остался тем же. Если сменилось место нахождения, значит произошел переезд со сменой населенного пункта или даже региона.
Изменения должны вноситься в ЕГРЮЛ каждый раз, когда меняется адрес юрлица (его исполнительного органа). На уведомление регистрирующего органа о переезде дается 3 рабочих дня с даты изменения адреса (пункт 5 статьи 5 Закона № 129-ФЗ от 8 августа 2001 года «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»). Если сменилось место нахождения, необходимо откорректировать соответствующие данные в учредительных документах. Но при использовании юрлицом типового устава согласно статье 12 Закона № 14-ФЗ от 8 февраля 1998 года такой необходимости нет.