Автор: генеральный директор, юрист-эксперт по лицензированию Сидоров Сергей Юрьевич
Постановление правительства РФ № 2129
Постановление Правительства РФ № 2129 от 30 ноября 2021 г. вступает в силу и начинает регулировать порядок лицензирования техобслуживания медицинских изделий с 1 марта 2022 года. В связи с этим все действующие лицензии должны быть переоформлены по новым правилам до 1 января 2024 года. Также наши юристы пояснили, чем отличается Постановление № 2129 от № 1445 и какие нововведения вас ждут с 1 сентября 2024 года (Согласно ПП РФ №1332 от 12 августа 2023 года).
Переоформление лицензии на техническое обслуживание медицинской техники (изделий)
Постановление касается деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, как уже осуществляющих техобслуживание медицинских изделий по старым лицензиям, так и планирующих начать осуществление этого вида деятельности.
Постановлением предусмотрено несколько исключений, когда переоформление лицензии не требуется:
Какие группы изделий можно обслуживать по переоформленной лицензии
Группы изделий определяются индивидуально для каждой отдельной сферы и четко прописаны в приложении к Постановлению. Дополнительное лицензирование от Роспотребнадзора необходимо только для рентгенологического оборудования или установок с источниками ионизирующего излучения. Для установок, содержащих радиоактивные вещества, потребуется отдельная лицензия Ростехнадзора.
Какими могут быть последствия отказа от переоформления лицензии
В первую очередь без лицензии организация, осуществляющая техническое обслуживание медицинских изделий, не имеет права работать.
Более того, некоторые госучреждения уже отказывают в одобрении тендеров компаниям, чьи лицензии, хоть и все еще являются действительными, но подлежат обязательному переоформлению в указанные сроки.
То есть, при размещении тендеров на длительное обслуживание предпочтение будет отдаваться компаниям, которые уже заблаговременно переоформили лицензии в соответствии с новым Постановлением – у них будет преимущество. Юридически оспорить отказ в подписании договора на оказание услуг по обслуживанию на основании не переоформленной лицензии можно, но это будет более затруднительно, чем ее переоформление в установленном порядке. Так государственные медучреждения стремятся обезопасить себя от проблем и перебоев с обслуживанием, которые могут возникнуть в ближайшие годы у компаний, затягивающих с решением вопроса переоформления лицензии.
Порядок переоформления старых лицензий ТОМТ
В первую очередь важно сразу определиться, в какой сфере и с каким именно оборудованием юридическое лицо планирует работать. Это необходимо, так как в лицензии прописываются конкретные группы изделий – их список можно найти в первом приложении к Постановлению. К базовому набору услуг можно прикрепить дополнительные виды обслуживания.
Для оформления лицензии у заявителя должны быть:
- Технические нежилые помещения для осуществления профессиональной деятельности, специально оборудованные в соответствии с теми видами работ, которые планируется выполнять. Они могут быть оформлены в собственность или использоваться на правах долгосрочной аренды;
- Лабораторное и измерительное оборудование для обслуживания выбранных категорий медицинских изделий. Каждая единица должна пройти лицензирование и поверку (к заявлению прилагаются копии актов поверки), находиться в технических помещениях заявителя на момент проверки инспекторами государственных надзорных органов контроля. Оборудование может быть оформлено как собственность, эксплуатироваться по договорам аренды или лизинга. Главное условие – соответствие серийных номеров с данными в лицензиях;
- Эксплуатационная документация на все виды медицинского оборудования, которое будет обслуживаться по новой лицензии, а также подтверждение наличия в штате сотрудников – инженеров и технических специалистов с соответствующей квалификацией и допусками для обслуживания этого оборудования. На каждый вид деятельности приходится минимум один технический специалист в штате;
- В качестве подтверждения квалификации технических специалистов заявителя принимаются документы о специальном среднем или высшем техническом образовании, о подтверждении стажа в обслуживании выбранных видов медоборудования от трех лет, о повышении квалификации раз в пять лет с указанием классов потенциальной опасности медицинских изделий;
- Подтверждение внедрения системы менеджмента качеств – сертификат ISO 13485 и пакет внутренней документации, разработанной заявителем.
Рекомендуется сразу обратиться за помощью в оформлении лицензии к профессионалам, специализирующимся на работе с лицензирующими органами, что существенно упростит задачу, облегчит и ускорит ее решение.
Порядок внедрения системы менеджмента качества
В соответствии с правилами, внедрение системы менеджмента качества станет обязательным и будет регулироваться регламентом ISO 13485. Эти меры направлены на повышение уровня сервиса, качества обслуживания и актуализацию юридической и технической информации в соответствии с обновленными требованиями.
Внедрение системы менеджмента качества в соответствии со стандартом ГОСТ ИСО 13485 – это комплекс мероприятий, направленных на формирование документальной базы как основания для порядка и процедур контроля на объекте. Заявитель берет на себя разработку документа или свода правил (внутреннего регламента), в которых описываются следующие процессы:
- Управление техническими помещениями – ответственный персонал, системы контроля и ограничения доступа, бытовое обслуживание и т.п.;
- Работа с персоналом – управление рабочими процессами, внутренняя организация, контроль квалификации;
- Оборудование и материалы – контроль закупок, лицензирования, обслуживания и ремонта;
- Взаимодействия с владельцами оборудования, логистика;
- Работа с документацией – формирование отчетов, архивов, принципы организации документооборота;
- Управление медицинскими изделиями заказчиков – порядок приемки, условия и правила временного хранения, обслуживания, отгрузки;
- Контроль технологических процессов, соблюдения техники безопасности;
- Работа с субподрядчиками – порядок делегирования определенных задач;
- Работа отдела закупок и снабжения;
- Методология внутреннего контроля качества – документальная база, ответственный персонал, оборудование.
После разработки внутреннего регламента и проведения соответствующей инспекции заявитель получает сертификат ISO 13485. Система менеджмента качества основывается на постоянном совершенствовании методов и подходов, поэтому предполагает обязательное проведение ежегодного аудита. По его результатам составляется отчет с рекомендациями или данными о внесенных изменениях как подтверждение соответствия внедренным стандартам качества.
Используемые источники: Постановление Правительства № 2129.
Полезные материалы для соискателей лицензии
- Вебинар «Лицензирование технического обслуживания медицинских изделий по новым правилам».
- Вебинар от наших экспертов по основным аспектам и изменениям в Законодательной базе 2023 года.
- Вебинар «Лицензирование, переоформление, СМК».
- Вебинар «Какие изменения в лицензировании ТОМИ ждут в 2024 году и как им соответствовать».
- Изменения в лицензировании технического обслуживания медицинских изделий с 1 сентября 2024 года.
- Нужно ли иметь журналы ТО компании, проводившей сервис медицинской техники.
- Периодическое подтверждение соответствие лицензиатов.
- Переоформление лицензии ТОМТ/ТОМИ.
- СМК для технического обслуживания медицинских изделий.
Более 30 экспертов, в том числе 3 кандидата юридических наук.
Опишите в свободной форме какие услуги вас интересуют. Мы внимательно изучим ваш запрос, подготовим наиболее выгодное предложение и сразу же свяжемся с вами.
Ваши данные отправятся главному эксперту отдела!